Ритейлеры: продление эмбарго не затронет ни ассортимент, ни цены

МОСКВА, 2 июл -/Прайм, Антон Мещеряков. Продление продовольственного эмбарго не станет проблемой для отечественных ритейлеров, поскольку за неполный год действия контрсанкций они смогли найти замену запрещенным продуктам, свидетельствует опрос, проведенный. Ценовых шоков, подобных прошлогодним, торговые сети также не ожидают.

РФ в августе 2014 года ограничила импорт продовольственных товаров из стран, которые ввели в отношении нее санкции, в том числе из ЕС. Под запрет попали мясо, колбасы, рыба, овощи, фрукты, молочная продукция. В конце июня власти решили продлить эмбарго до 5 августа 2016 года, исключив из списка молодь устриц и мидий, запретив ввоз любых сыров и ужесточив правила ввоза безлактозных молочных продуктов.

«Продление контрсанкций, по сути, лишь закрепило условия, в которых ритейл работает последние месяцы. Все процессы переходного периода позади. Сегодня давление на цены могут оказывать уже иные факторы - сезонность, волатильность валют, регуляторные изменения», - сказала директор по внешним связям «Дикси» Екатерина Куманина.

«Мы продолжаем нормальную работу в условиях продленного запрета на импорт. С точки зрения бизнеса, ничего не меняется. Основная работа по замещению товаров, попавших под запрет, давно выполнена», - соглашается менеджер по региональным коммуникациям «Ленты» Яна Могилева.

Потребители выбирают отечественное

По словам представителей российских ритейлеров, за время действия эмбарго сети вполне справились с задачами замены поставщиков и замещения товарных позиций. Менеджер по внешним коммуникациям сети гипермаркетов «Глобус» Мария Зинина отметила, что сеть давно перестроила свой ассортимент продуктов длительного хранения, который изменился лишь на 1−3%.

«В своем планировании мы не прогнозировали снятия санкций, и их продление никак не отразится на ситуации и не будет риском для «Глобуса», - добавила собеседница агентства.

«С момента введения импортного эмбарго мы начали активную работу по импортозамещению. Сотрудничество с российскими, в том числе и с региональными, поставщиками значительно расширилось и окрепло в этот период», - подтвердила руководитель по внешним коммуникациям российского Metro Cash & Carry Оксана Токарева.

Расширение ассортимента отечественных товаров и увеличение их доли на полках магазинов наблюдают и в других сетях. Директор по внешним коммуникациям «Ашана» Мария Курносова отметила, что доля импортной продукции среди всего ассортимента сети составляет около 3%. В «Дикси» доля отечественной продукции - 90%.

Определенный спрос на импортные товары в магазинах сохраняется, однако это касается лишь отдельных групп продуктов, например, алкоголя или фруктов. «Тенденция такова, что в основном потребитель перешел на российские товары, аналогичные ранее доступным импортным товарам», - считает руководитель отдела закупок продовольственных товаров с коротким сроком годности Selgros Андрей Игнатов.

Эмбарго уже не повлияет на цены

Введение контрсанкций в августе 2014 года стало одним из главных факторов роста инфляции в России, которая по итогам прошлого года составила 11,4%, а в 2015 году достигала 16,9% в годовом выражении. Между тем ритейлеры не ожидают повторения подобной ситуации после продления ограничений импорта: сегодня на цены действуют другие факторы.

«Влияние эмбарго на рост цен весьма ограниченно, большую роль играет курс рубля и инфляция. Сегодня ситуация с ценами стабилизировалась. В последние месяцы мы не получаем от поставщиков уведомлений о повышении цен», - отметила Могилева. По ее словам, сеть продолжает переговоры о понижении отпускных цен на ряд товаров.

«В данный момент нет объективных причин для значительного роста цен, так как ситуация с сырьем стабильна. Рост цен возможен в связи с сезонным ростом цен, а также если произойдут изменения валютного курса», - согласен Игнатов.

Однако он указывает, что из-за снижения объема товаров на рынке некоторые поставщики время от времени используют сложившуюся ситуацию для повышения прибыли. О проблемах с поставщиками говорит и Зинина.

«При повышении цен от 40−60% в декабре-январе месяце, при значительной стабилизации рубля снижение закупочных цен не произошло пропорционально снижению курса», - рассказала Зинина. По ее словам, сеть осенью ожидает роста цен на сахар, однако он происходит каждый сезон и составит максимум 10%.

Вместе с тем, ритейлеры обещают: в случае необходимости они будут прикладываться все усилия, чтобы покупатели не ощутили на себе роста цен.

Проблем с сыром не возникнет

В новый санкционный список российские власти включили все виды сыров, включая безлактозные - раньше этой «лазейкой» активно пользовались иностранные поставщики.

Несмотря на то, что потребители сохраняют интерес к импортным сырам, торговые сети не видят проблемы в ужесточении правил их ввоза. С момента введения эмбарго доля продукции из России, Белоруссии, стран Южной Америки и других государств последовательно увеличивалась, и многие виды сыров удалось заменить.

«На данный момент диапазон ассортимента сыров стабилен и большая часть оборота построена на товарах более низкой ценовой категории, производимых в России и странах, не ограниченных к ввозу. Вывод безлактозных сыров может скорректировать оборот, но в целом мы не ожидаем значительного снижения оборота для этой группы товаров», - говорит Игнатов.

По словам Курносовой, доля российских сыров в ассортименте сети составляет 75%, хотя ранее сеть активно импортировала сыр, в частности, из европейских стран. Сейчас же компания отмечает рост количества отечественных производителей, которые выходят и на федеральный уровень.

«И хотя у нас по-прежнему в ассортименте присутствуют импортные молочные продукты, которые поставляются дистрибьюторами из Белоруссии, Аргентины, Сербии, Уругвая, Швейцарии, Армении, россияне отдают предпочтение отечественным производителям ввиду более приемлемых цен», - отметила она.

Однако, несмотря на достаточно успешную замену ассортимента, некоторые товарные позиции заместить не удалось. «Импортные сыры занимают сейчас 10%, заменить многие импортные сыры достаточно сложно, так как 'ушли' в определенном смысле 'уникальные' продукты, производимые в определенных регионах», - отметили в свою очередь в сети «Глобус».

«Нашей приоритетной задачей на сегодня остается найти подходящих поставщиков по производству мягкого сыра и сыра с голубой плесенью», - добавили в «Ашане».








>> Uber докатился до проблем >> Схему размещения объектов летней торговли в Казани расширили почти в 2 раза >> Продажи новых автомобилей в Казахстане падают 13 месяцев подряд