Социальная наценка

Предложение дать регионам право устанавливать торговые надбавки к ценам на отечественные социально значимые продукты для нуждающихся слоев населения опубликовано на сайте Минсельхоза. В министерстве считают, что это создаст благоприятные условия по вхождению региональных производителей в сети. В пресс-службе Минсельхоза пояснили, что такое предложение было высказано на совещании у директора департамента регулирования агропродовольственного рынка министерства Михаила Орлова. Пока предложение не направлено в правительство, уточнили в Минсельхозе.

Наценка на социально значимые товары сегодня и так минимальная, утверждает представитель Metro Cash & Carry Оксана Токарева. В Auchan она составляет не более 10% вне зависимости от категории покупателя, говорит директор по внешним коммуникациям сети Мария Курносова. В крупной федеральной сети считают, что если регулирование наценки будет установлено только для одной товарной позиции в каждой социальной категории, то это затронет не более 1% оборота. Ввести же регулирование наценки на все SKU в социальных категориях не позволит Федеральная антимонопольная служба (ФАС), уверен собеседник «Ъ».

В апреле ФАС уже сочла недопустимыми региональные нормативные акты, ограничивающие оптово-отпускные цены. Тогда тюменские власти установили максимальный размер наценки - 15% для социально значимых товаров. Ряд регионов все равно пытается регулировать наценку, напоминает госпожа Курносова, «это происходит с помощью рекомендаций, закрепленных постановлениями региональных правительств». Такие акты были утверждены, например, в Краснодарском крае, когда его возглавлял нынешний министр сельского хозяйства Александр Ткачев (рекомендованная наценка составляла 10%).

Зампред правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов уверен, что регулирование наценки лишь усложнит попадание отечественных товаров на полку. «У сетей будет отсутствовать стимул заключать договоры с отечественными производителями продуктов питания в регионе, ведь наценку на импортные товары регулировать не предложено», - говорит он. Господин Леонов добавляет, что для поддержки незащищенных слоев населения межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка два года назад предложил ввести систему продовольственных сертификатов и эта возможность сегодня рассматривается правительством.

Многие ритейлеры уже поддерживают социально незащищенные слои населения, предоставляя им скидку, например, по социальной карте москвича, напоминает представитель Auchan. Менеджер другого крупного ритейлера отмечает, что скидка по социальным картам предоставляется на весь чек, а не на отдельные товары. «Не представляю, как технически возможно установить разную наценку для разных покупателей, пока необходимых инфраструктурных решений нет», - говорит он.

Правительство имеет право устанавливать предельные розничные цены на социально значимые продукты. Правда, только в том случае, если они подорожали за 30 дней более чем на 30%. У регионов такая возможность существует только в условиях Крайнего Севера или на территориях, которые приравнены к нему по статусу. Регулирование цен может длиться не дольше 90 дней и касается 24 категорий продовольствия (свинина, говядина, курятина, мороженая неразделанная рыба, подсолнечное масло, молоко, сахар, чай, мука, хлеб, рис, гречка, картофель, лук, яблоки и др.).

Чтобы избежать госрегулирования цен, в феврале этого года крупнейшие ритейлеры самостоятельно остановили рост цен на социальные продукты. Ассоциация компаний розничной торговли договорилась самостоятельно заморозить цены на два месяца. Заморозка распространялась на одну товарную позицию в каждой социальной категории.

Анастасия Дуленкова








>> Половину Васильевского острова перекроют из-за ремонта инженерных коммуникаций >> Российские и западные компании нашли лазейки для обхода санкций >> Абромавичус заметил дно падения украинской экономики