'Газпром' испытывает заморозки на юге

«Газпром» заморозил инвестиции в трубопроводную систему «Южный коридор», которая строилась с 2012 года для подачи газа в новый экспортный газопровод через Черное море. Как рассказали «Ъ» источники на рынке, монополия с 1 июля приостанавливает работы по восточной - наиболее протяженной и затратной - ветке газопровода, западную ветку планируется достроить. «Линейная часть западной ветки почти готова, там нужно только увеличить мощность компрессорных станций, а по восточной ветке строительство находится, по сути, в начальной стадии», - пояснил один из собеседников «Ъ». Еще три месяца назад источники «Ъ» в «Газпроме» утверждали, что компания по-прежнему намерена построить «Южный коридор» в полном объеме, несмотря на неопределенность с тем, как этот газ будет затем доставлен в Европу. Вчера в «Газпроме» отказались от комментариев.

Согласно проекту, протяженность западной нитки «Южного коридора» составит 881 км при четырех новых компрессорных станциях, восточной нитки - 1626 км при шести компрессорных станциях. Официальная стоимость проекта последний раз существенно менялась осенью 2013 года и была повышена почти в полтора раза - до 715 млрд руб. Однако эта цифра дана в ценах на начало 2012 года, поэтому фактическая стоимость с учетом инфляции будет существенно выше. На начало 2015 года «Газпром» инвестировал в проект около 300 млрд руб., план по вложениям на текущий год составляет 278 млрд руб. Собеседники «Ъ» затруднились оценить, сколько «Газпром» может сэкономить в результате сокращения работ по проекту. «Обычно в отрасли крупные проекты на стадии реализации останавливаются крайне редко, потому что консервация строительства и неустойки по контрактам обходятся очень дорого», - отмечает один из источников «Ъ», допуская, что основные потери понесут подрядчики.

Крупнейшие из них - «Стройгазмонтаж», «Стройгазконсалтинг» и «Стройтрансгаз» - отказались от комментариев.

«Южный коридор» исходно строился для подачи газа в газопровод South Stream, который должен был пройти по дну Черного моря из России в Болгарию, а после отмены этого проекта в декабре 2014 года - в «Турецкий поток» (газопровод в Турцию). Но переговоры с Турцией о прокладке последнего идут очень тяжело: все, чего удалось добиться «Газпрому» за последние семь месяцев, - разрешение на проведение проектных изысканий в турецком секторе Черного моря, которое к тому же было выдано только для одной нитки газопровода из возможных четырех. Остановка инвестиций в восточную ветку «Южного коридора» означает, что «Газпром» уже не рассчитывает на то, что мощность «Турецкого потока» в обозримом будущем превысит 32 млрд кубометров газа в год. На деле пропускная способность может быть и меньше, если «Газпром» решит не увеличивать мощность компрессорных станций на западной нитке «Южного коридора» до проектного уровня.

Таким образом, стратегия «Газпрома» по отказу от украинского транзитного маршрута (компания не скрывает, что цель «Турецкого потока» именно в этом) вновь кардинально изменилась. В середине июня монополия подписала с Shell, OMV и E.On меморандум о строительстве второй очереди газопровода Nord Stream через Балтийское море мощностью 55 млрд кубометров в год. Эта труба, будучи построена, позволит «Газпрому» обойтись на юге только двумя нитками «Турецкого потока», но до сих пор о резком сокращении последнего речи не шло.

Европейских партнеров монополии такая быстрая смена планов приводит в замешательство. «Сначала 'Газпром' говорит, что поставит 47 млрд кубометров на границу Турции и Греции, потом заявляет еще один гигантский газопроводный проект на Балтике, а теперь якобы сокращает инвестиции в турецкое направление - как так можно вести дела?» - недоумевает собеседник «Ъ» на европейском газовом рынке. «Газпром» сокращает инвестиции в проект, затраты на который постоянно росли, а уверенности в его полной загрузке не было, отмечает Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research. Но, с другой стороны, говорит он, «это решение не радует, так как означает, что допущены стратегические просчеты».

Юрий Барсуков








>> Один из участков дороги Пермь - Екатеринбург реконструируют с опережением графика >> Производители шпрот из Прибалтики обойдутся без российского рынка >> В 2016 году власти планируют отремонтировать 750 домов в Калининградской области