Кредиты от морщин

150 тыс. за чемоданчик молодости

Истории пострадавших - очень похожи. К москвичке Нине Ивановой (фамилия изменена по её просьбе. - «Газета.Ru») поздним вечером на улице подошла юная девушка и пригласила ее на бесплатную процедуру ухода за кожей. «Я не умею говорить 'нет', к тому же мне ее так жалко стало, вот и оставила ей свои данные, - рассказывает Нина. - Через неделю мне позвонили, чтобы сообщить, что я уже записана на сеанс в салоне в Марьиной роще. Несколько раз мне удавалось ссылаться на занятость, но в итоге мы назначили дату встречи - я же пообещала той девушке прийти».

В салоне Нину напоили чаем, познакомили с «высококлассным врачом» и сделали стандартную в таких случаях процедуру: после умывания одну половину лица намазали чудо-кремом, а вторую оставили для сравнения и на компьютере показали, как отличается состояние кожи на обеих сторонах лица.

«Честно говоря, особой разницы я не увидела, но на всякий случай согласилась со специалистом. У него же глаз наметанный. Тут мне начали расписывать, что косметику можно купить в рассрочку, выгоднее, чем в банке, где потребуют за кредит проценты.

Я прочитала договор, довольно невнятно. Как в тумане, подписала его - на 150 тыс. рублей за чемоданчик «эликсиров вечной молодости».

И только когда приехала домой, поняла, что свершила величайшую глупость в своей жизни. А ведь я здравомыслящий человек предпенсионного возраста, не публичный, ну зачем мне омолаживаться вконец? - сокрушается женщина.

Жертвы красоты

В России насчитывается около 12 тыс. человек, пострадавших от деятельности подобных компаний, говорят в инициативной группе москвичек, организовавших 7 июля митинг «жертв красоты» в столице. Средний размер кредита, который оформляется за чудо-косметику, - от 60 тыс. до 280 тыс. рублей, если судить по обращениям в московское управление Роспотребнадзора.

Чтобы завлечь клиентов, компании используют самые необычные способы, и подходы на улице или телефонные обзвоны - далеко не все козыри в рукаве. «Какой-то парень поставил 'лайк' к моей фотографии, я из любопытства, естественно, заглянула к нему на страничку. Вроде симпатичный, начали общаться, а через пару дней переписки он сказал, что у него есть эксклюзивное предложение только для такой красотки как я - косметическая процедура с огромной скидкой. Но тут уже я включила бдительность, сразу заблокировала его», - хвастается пользовательница «ВКонтакте» Мария Еремина.

В особой зоне риска - взрослые, выросшие из послушных детей, утверждают психологи. «В категорию обманутых клиентов нередко попадает психотип, который имеет сложности с обозначением своего «я», у него плавающие границы личности, которые окружающие могут легко пересекать. Очень часто они сами говорят про себя, что им неудобно отказывать другим, - рассказала психолог-консультант Арина Липкина.

- С детства им говорили, что он должен слушать старших, ценилась именно послушность.

И при звонке или подходе консультанта может сработать вот эта «детская» часть, а не критично настроенная «взрослая». Потом, конечно, «взрослая» часть берет верх, говорит «детской», что та оплошала, что увеличивает чувство неловкости и оттягивает момент признания окружающим в кредите.

Если потребитель попался на крючок и пришел в офис, то консультанты сделают все, чтобы он подписал договор купли-продажи косметики. Только в Мосгорсуде и только по компании Desheli можно найти 17 решений по делам, возбужденным обманутыми покупателями. Практически во всех из них истцы жалуются на то, что их «зомбировали», «гипнотизировали» и заставили подписать документы, которые не видно в полутьме, воспользовавшись «расслабленным состоянием» после массажа или косметических процедур. Ответчики, в свою очередь, заявляют, что «сотрудников-гипнотизеров не держат». Дела заканчиваются отказом признать истцов пострадавшими.

А вот в Санкт-Петербурге, например, решили вообще не тратить время на уговоры. «Фирма располагается в офисном здании, при входе требуют паспорта, якобы для того, чтобы удостовериться в том, что это действительно вы, человек, который был записан на бесплатную процедуру. Записывают все ваши личные данные, а в результате оформляют несколько кредитов, что обнаруживается только потом. В результате у меня долгов ровно на один миллион рублей», - поделилась с одна из пострадавших по имени Екатерина.

Сделаем страшную месть симпатичной

История Нины закончилась хорошо: «Какое-то время я боялась признаться мужу, но в итоге сказала, и мы пошли вместе возвращать косметику. Муж у меня человек резкий, начал шуметь, так что в итоге с нами предпочли расторгнуть кредит и все договоры».

Однако это скорее исключение из правил, констатируют юристы. Вернуть деньги и аннулировать кредитные обязательства перед банком удается лишь в каждом десятом случае, отмечают в группе, организовавшей московский митинг. По словам председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрия Янина, если контракт подписан, то шансов его аннулировать крайне мало.

«Тут не действует так называемый период охлаждения, как с покупками через интернет, когда у потребителя есть неделя, чтобы передумать и вернуть товар. Кроме того, косметика возврату и обмену не подлежит, - пояснил эксперт. - К сожалению, многие еще воспринимают слово «рассрочка» как беспроцентный кредит, хотя это далеко не так. В общем, единственный совет, - не впускать консультантов в личное пространство, ничего не подписывать и денег им не отдавать.

Покупать грамм крема по цене грамма золота - чистое безумие, себестоимость этой косметики в тысячу раз ниже.

А учитывая кредиты, которые выдаются под 70% годовых, потребителям придется урезать себя в еде, что уж точно негативно скажется на состоянии лица. И никакая элитная косметика тут не поможет.

Примечательно, что косметические компании нашли способ подзаработать и на случаях, когда потребители готовы бороться за свои права. «Когда мы искали возможность вернуть товар, наткнулись на юридическую фирму, которая как раз специализируется на таких делах, - рассказывает Нина Иванова. - Они сказали, что с радостью нам помогут, но их услуги стоят 50 тыс. рублей. Но это, мол, ничего, потому что все затраты нам компенсирует компания, на которую мы хотим подать в суд, потому что им невыгодна широкая огласка. Понятно, что это ни разу не юристы, а очередной этап по 'разводу' людей».

Но и это еще не все. Сообщества в соцсетях, посвященные подобным историям, пестрят примерами звонков, которые поступают пострадавшим потребителям. «Звонящие представляются сотрудниками службы защиты прав потребителей при Центральном банке Москвы, говорят, что косметическая компания попала под суд, уточняет данные, номер договора. Перезванивают, говорят, что по моему случаю принято положительное решение, надо приехать в Москву и забрать 65 тыс. рублей - средства, потраченные на косметику, плюс компенсация морального ущерба. А за работу службы защиты потребителей надо заплатить всего 3,7 тыс. рублей. И продиктовать им еще номер кредитки», - делится в тематической группе во «ВКонтакте» Валентина Трофимова.

Компании Desheli, Aqua Mineral и Mon Platin на момент публикации материала не отреагировали на запросы «Газеты.Ru».

Свет мой, зеркальце, ответь

В Роспотребнадзоре проблему признают, но утверждают, что запретить деятельность подобных фирм на территории России не вправе. Впрочем, в регионах есть отдельные примеры успешной борьбы. Так, например, в конце апреля двое жителей Благовещенска смогли отсудить у распространителя марки Desheli 117 тыс. рублей и 112 тыс. рублей в качестве возврата уплаченной за косметику суммы, компенсации морального ущерба и расходов на лечение, которое им потребовалось после использования кремов.

Только с начала весны 2015 года уголовные дела по статье «Мошенничество» были возбуждены в отношении салонов красоты в Пятигорске и Нижнем Новгороде. Причем, по данным нижегородских следователей,

в организме женщин, почувствовавших себя плохо после косметических процедур, были обнаружены следы небольших доз психотропных препаратов.

Предположительно, вещества могли попасть туда через воду или чай, которые предлагали в салоне, либо уже содержаться в косметике.

В Москве пока что ограничиваются сообщениями в стиле «Минздрав предупреждал». «В связи с многочисленными обращениями потребителей на нарушение их прав при покупке парфюмерно-косметической продукции различных торговых марок (Mon Platin, Desheli, Aqua Mineral и т. п.) Роспотребнадзор предостерегает: прежде чем подписать договор, необходимо внимательно изучить его условия. Если договор подписан, то, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, это расценивается как согласие с предложенными условиями. Подписывать документы, не читая, не рекомендуется», - говорят управлении Роспотребнадзора по Москве.

Там также обращают внимание, что выполнение ряда процедур, например, нанесение косметических средств, маски, массаж и т.п., входит в перечень медицинских услуг, на что нужна специальная лицензия. Потребитель вправе ее потребовать в салоне. С большой долей вероятности, ее не окажется. Также потребитель, как правило, может взять время на размышление о том, оформлять ли кредит, - в среднем, на это, по закону, отводится месяц. Незаконным будет, если сделка была оформлена при понуждении, под влиянием заблуждения или обмана. «Однако установить такого рода факты можно только в рамках соответствующего судебного разбирательства», - отметили в столичном управлении Роспотребнадзора.








>> В Симферополе бизнесменам со снесенного рынка предложат варианты >> Открытие Михалковского тоннеля перенесли на месяц >> Энергетики и приставы продолжают рейды по взысканию долгов за электричество в Челябинской области