Uber докатился до проблем

Сервис по онлайн-заказу такси Uber в последнее время столкнулся с целым рядом проблем по всему миру.

Один из самых дорогих стартапов в истории в июне прошлого года привлек $1,2 млрд инвестиций, что увеличило его рыночную капитализацию до $41 млрд и позволило расширить географию на 200 городов в 45 странах мира.

Экспансия Uber вызвала протесты традиционных таксистов в Европе и США, поскольку сервис за счет найма нелицензированных водителей существенно снизил цены на свои услуги.

Однако теперь к проблемам компании добавилось массовое недовольство клиентов, многочисленные факты мошенничества и даже судебные запреты на ведение деятельности.

Бизнес по-русски

Оказывать свои услуги в России Uber начал в конце 2013 года. При этом у компании уже имелись прямые конкуренты на рынке онлайн-такси в лице сервисов Wheely, «Яндекс. Такси» и GetTaxi.

Уже тогда Uber пошел на первую хитрость чтобы обойти российский «Закон о такси».

По словам источника в одном из онлайн-сервисов по заказу автомобилей, компания просто зарегистрировалась как сервис личных водителей и не попала под действие резонансного закона.

«Чтобы не считаться таксистом, водитель должен знать имя, фамилию и номер телефона пассажира. А все это указывается при регистрации в приложении Uber. Еще одним важным фактором стало использование водителями Uber собственных автомобилей, ведь услуга такси подразумевает фрахт клиентом автомобиля с водителем у таксопарка», - рассказал источник.

При этом компания массово заманивает водителей на работу, обещая им месячный заработок в 100 тыс. руб.

Однако как выяснил координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов, на самом деле с помощью Uber таксисты зарабатывают в разы меньше.

Так, в случае аренды автомобиля водитель сможет обеспечить себе месячный доход в 58 тыс. руб. только работая по 12 часов 6 дней в неделю. При наличии собственного автомобиля такой же график работы позволит получить 85 тыс. руб.

«При этом с началом массовых налоговых проверок многочисленным партнерам Uber придется начать платить НДС, ведь в отличие от американской компании они зарегистрированы в России. Это в первую очередь ударит по водителям, но и убьет бизнес Uber, поскольку за оставшиеся после вычета комиссии и НДС деньги таксисты работать не станут», - объяснил Шкуматов.

Пока же основной проблемой Uber в России остается падение качества обслуживания клиентов.

Некоторые из недовольных пассажиров не скупятся на эпитеты в отношении водителей Uber.

А часть пострадавших даже рассказывает о воровстве денег с кредитных карт.

Европа пошла по судам

В ряде стран Европы Uber изначально столкнулся с серьезным противодействием со стороны местных таксистов.

Так, в Германии в суд на компанию подал местный профсоюз таксистов Taxi Deutschland. Поводом для предъявления обвинения стало отсутствие у многих водителей Uber лицензии на пассажирские перевозки.

В результате окружной суд Франкфурта-на-Майне в марте 2015 года частично запретил использование сервиса на территории Германии и обязал всех водителей Uber получить необходимые документы.

Весной прошли обыски во французском офисе Uber. С 1 января 2015 года в стране действует закон, обязывающий всех таксистов получать необходимые лицензии и страховку. Однако французская полиция подозревает, что большинство водителей Uber проигнорировали данное требование.

В июне 2015 года сервис Uber был официально запрещен на территории Италии. Результатом инициированного ассоциацией итальянских водителей такси судебного процесса стало требование прекратить деятельность в Италии или использовать в качестве водителей официальных таксистов с лицензией.

Тогда же проверку в отношении Uber начало и лондонское управление транспорта. По утверждению The Guardian, водители компании массово фальсифицировали страховые документы, при этом обманывая электронную систему документооборота Uber.

Таксисту курьером не быть

В США компания пока что чувствует себя относительно спокойно.

Несмотря на протесты таксистов в нескольких штатах, в Америке с Uber работает более 200 тыс. водителей, а сама компания старается развивать ряд сторонних сервисов по доставке еды и посылок из магазинов.

Однако многие клиенты остались недовольны качеством сервиса при заказе еды через UberEats, а ряд крупных ритейлеров не хотят доставлять свою продукцию через водителей компании, опасаясь за свою репутацию.

В результате Uber лишился контрактов по доставке товаров Apple и Starbucks, которые предпочли воспользоваться услугами молодого сервиса Postmates Inc.

На решение компаний во многом повлияла инициированная ФБР майская проверка жалоб американцев и англичан на кражу средств с их кредитных карт после регистрации в приложении Uber.

Китай ответит деньгами

В начале июня стало известно о масштабных планах Uber по расширению присутствия на китайском рынке.

На это планируется потратить $1 млрд, а к концу года сервисами компании можно будет воспользоваться в 50 городах Поднебесной.

Для Uber Китай уже стал одним из самых прибыльных рынков, а по числу обслуживаемых компанией пассажиров первые три места уверенно удерживают города Гуанчжоу, Ханчжоу и Чэнду.

Однако к противостоянию с американским сервисом готовится его местный аналог Didi Kuaidi. Он был образован в феврале 2015 года путем слияния компаний Kuaidi Dache и Didi Dache, принадлежащих китайским гигантам интернет-торговли Alibaba и Tencent.

Китайский сервис объявил о проведении дополнительного раунда инвестиций и планирует привлечь более $1,5 млрд. И вряд ли кто-то сомневается, что часть из этих средств непременно пойдет на борьбу с Uber.








>> В Казахстане подешевели продукты питания >> Apple готова платить разработчикам больше >> Минфин РФ: молчуны не будут участвовать в накопительной системе