За пробег больше не платят

Российский рынок подержанных автомобилей за первые пять месяцев года просел заметно меньше, чем продажи новых машин. По данным «Автостата», в январе-мае реализация на вторичном рынке упала на 24%, до 1,8 млн машин, а в мае продажи снизились на 29,5%, до 366,8 тыс. машин. Рынок новых автомобилей с начала года, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), рухнул на 37,7%, до 641,9 тыс. машин.

Но в последние месяцы на вторичном рынке фиксируется резкое снижение цен на машины: по данным автомобильного интернет-аукциона CarPrice, средние цены по ряду сегментов опустились уже ниже докризисного уровня. Цены на компакт-сегмент с января упали примерно на 17%: Ford Focus с пробегом в мае в среднем стоил 358 тыс. руб., Volkswagen Jetta - 363,2 тыс. руб. Цена кроссоверов сократилась в среднем на 10% (например, BMW X5 в мае покупали за 1,1 млн руб., а Nissan Qashqai - за 549,2 тыс. руб.). Показателен класс С: Skoda Octavia с февраля подешевела на 35%, до 356 тыс. руб. Сильное снижение и в премиум-классе: средняя цена на Audi A6 с пробегом упала на 21%, до 414 тыс. руб., на Honda Accord - на 23%, до 518,5 тыс. руб.

Резкое снижение цен в «Автомире» «Ъ» объяснили тем, что производители делают скидки на новые автомобили и для стимулирования спроса на подержанные машины продавцам нужно увеличивать разницу между ценами. Весной на складах был существенный излишек машин, добавляет глава направления trade-in дивизиона «Внуково» ГК «Автоспеццентр» Дмитрий Бусаров, дешевле было распродать все в убыток, чем платить за склады.

Цены на автомобили резко росли в конце 2014 года вслед за девальвацией рубля, динамика цен на новые машины по ряду брендов достигала 60%. В начале года темпы замедлились, а со стабилизацией рубля цены производителей стали снижаться. Например, Ford c начала года опустил цены на свои модели на 6−23%, Renault - на 3−6%, Peugeot - в пределах 10%, а практически ушедшая из России GM распродает остатки Opel и бюджетных Chevrolet со скидкой в 25%. Схожая картина была и на вторичном рынке: цены достигли пика в январе-феврале и затем пошли вниз.

В целом, по данным «Автостата», продажи брендов на вторичном рынке снижались равномерно, в рост не удалось выйти ни одному крупному игроку. Продажи Lada с начала года упали на 30,2%, до 117 тыс. машин, у Toyota и Nissan - на 33,5%, до 39,6 тыс. машин, и на 30,2%, до 18,3 тыс. машин, соответственно. Сохранил популярность Chevrolet: вторичные продажи снизились на 29,3%, до 14,3 тыс. машин. При этом продажи этих марок - это более половины объема от всего рынка. Дмитрий Бусаров замечает, что пару лет назад Chevrolet Aveo и Cruze продавались дешево и активно покупались в корпоративные парки, сейчас, возможно, идет их обновление. Кроме того, после объявления GM об уходе из РФ цены на машины с пробегом бренда заметно упали, добавил он. Значительные объемы продаж Toyota и Nissan идут за счет большого количества машин этих марок на рынке, «они старые, но качественные», замечают в «Авилон Trade».

Руководитель автомобильной практики EY Андрей Томышев полагает, что один из факторов падения цен - их корректировка после их неоправданного завышения в начале года на фоне обесценения рубля и роста цен на новые автомобили, с февраля рубль укрепляется, а цены на новые авто снижают. По оценке CarPrice, при стабильном долларе летом цены на подержанные автомобили не упадут более чем на 10−15%. Те, кто покупает автомобиль как инвестицию, делали это зимой, а лето - традиционно не сезон для смены машин, говорят в компании. Но дилеры сходятся на том, что ценам на вторичном рынке «дальше падать некуда», и, скорее, ожидают небольшого роста.

Яна Циноева








>> Национальная платежная карта Мир станет наполовину японской >> Донские бизнесмены получат доступ к сетевым магазинам >> Финансисты: Рост тарифов на проезд не покроет убытков МУПов Волгограда